Екатерина Шульман
И бесценные практические советы психолога Людмила Петрановская, полезные тем взрослым, которых тоже заставляют участвовать в странном. Кратко: запугивание дешево, репрессии затратны. Потому обходиться стремятся первыми, что повышает шансы на безубыточное уклонение, если вы сразу не пришли в ужас и не потеряли ориентацию во времени и пространстве.
"Друзья, небольшая пауза в разговоре про психологию и минутка правозащиты.
Вижу в комментариях здесь и слышу от знакомых и коллег опасения, что могут принуждать что-то подписывать в поддержку того, с чем они не согласны, участвовать в беседах с участковыми и т.д. Люди опасаются увольнения, что их детям-студентам может грозить отчисление, а школьников могут поставить на учёт.
Все это нервирует и пугает. Но что вы должны помнить.
Запугивание активно используется именно потому, что это дёшево и нерегламентировано. Увольнять, отчислять, заводить дела сложно и долго, и может легко быть оспорено с помощью, например, адвоката. Звонки, беседы, самозваные "комиссии" и придуманные "учеты" - это дёшево и невозможно опротестовать. По сути, это в чистом виде психологическое давление. Которое работает только если "объект" на него ведётся.
Не ведитесь.
Говорят, из спасибо шубу не сошьешь. А из беседы дело не сошьешь - особенно если она не состоится. Вы не обязаны вести беседы ни с кем, если сами не захотите.
1. Сохраненяйте спокойствие и не помогайте им.
Вы не обязаны перезванивать участковому или кому бы то ни было.
Вы не обязаны вести никакие разговоры по телефону, хотя бы потому, что по телефону вам не могут предъявить удостоверение.
Вы не обязаны ходить ни на какие комиссии, а если пойдете, не должны там себя чувствовать виноватыми (если ваш ребенок никого не побил).
"Постановка на внутришкольный учёт" - бессмысленное магическое действие, которое не отразится на вашем ребенке вообще никак.
Отказ от подписания обращений, с которыми вы не согласны или от размещения символики, которая вам не близка, не может быть наказуем ничем никак вообще, что бы вам про это ни говорили.
2. Называйте вещи своими именами, проясняйте.
В диалоге лучше всего помогают уточняющие вопросы: "Я правильно понимаю, что вы мне угрожаете? Уточните: вы мне сейчас сообщаете, что я не могу иметь своего мнения? Не могли бы вы ещё раз прояснить: вы сейчас говорите о том, что моего сына/дочь могут исключить из вуза за то, что он выражает свою гражданскую позицию?". Эти люди обожают намеки и мутные угрозы, и очень не любят уточнений.
3. Фиксируйте.
"Простите, мне кажется, это важный разговор, а я волнуюсь, можно я включу запись, чтобы переслушать позже?
Мне кажется, вы мне угрожаете, я пока не могу разобраться, чем именно. Вы не против, я сделаю запись, чтобы посоветоваться потом с адвокатом?"
Вам не могут запретить. Но могут прекратить разговор - вот и славно. Не любят они этого.
4. Предавайте гласности
Не оставайтесь один на один со своей тревогой. Сообщите о происходящем друзьям, коллегам, знакомым, напишите в соцсетях.
Если у вас есть основания опасаться серьезного преследования, важно иметь контакты адвоката.
Помните: все эти фокусы работают только с теми, кто в них верит.
Вспоминаем анекдот "Ну, тогда я тебя вычёркиваю".